Ничто так не изменят мир, как личности. Карл Маркс писал, что «люди сами делают свою историю», Марк Блок размышлял «о людях во времени». История прогресса, история человеческой цивилизации, история человека – это наиболее важные темы исторических трудов выдающегося британского ученого Эрика Хобсбаума. 1 октября 2012 г. историк умер в Лондоне на 96–году жизни. Он до конца оставался защитником демократии и гуманизма.
Эрик Хобсбаум родился 9 июня 1917 г., в семье австрийских евреев в египетской Александрии – городе множества историй и богатства истории. Однако мировоззренческое становление историка прошло в Вене и Берлине межвоенного периода, где он учился в гимназиях. Очевидно, что социальная обстановка в этих городах, колоссальная распространенность идей социализма и фашизма, популярность реваншистских лозунгов и расисткой риторики стали причинами увлечения историей, как способом познания реальности. Хобсбаум стал сторонником левых идей, а со временем уже в Великобритании вступил в Коммунистическую партию. После аншлюса Австрии к нацистской Германии в 1938 г. семья Хобсбаума эмигрировала в Лондон.
Здесь он успешно окончил университет, потом стал профессором истории в колледже Биркбек Лондонского университета, а с 1984 г. - почетный профессор экономики и социальной истории этого университета. В 1957 г. Хобсбаум издал монографию «Простые бунтовщики. Исследования архаичных форм социальных движений в ХIX-XX вв.», которая написанная на значительной источниковедческой базе, включая устную историю.
В 1983 г. увидела свет известная антология «Изобретение традиции» (The Invention of Tradition) под редакцией Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджерса. В этой работе был предложен новый взгляд на использование языков самоописания истории Нового времени. На страницах антологии традиции приобретают новые качества как процесс ритуализации, что напрямую связан с историей. Фактически тем самым изобретение традиции обуславливает двойственную природу политической реальности, которая подчинят и видоизменят идеологии и общества. Таким был путь национализма, который Хобсбаум описал в книге «Нации и национализм после 1780 г.» (1990)
Среди наиболее значимых работ историка - тетралогия «Век революции» (The Age of Revolution, 1962), «Век капитала» (The Age of Capital, 1975), «Век империи» (The Age of Empire, 1987) и «Век крайностей» (The Age of Extremes, 1994). Этот труд считается главным исследованием ученого, в котором он предложил свою периодизацию капиталистической цивилизации, развития национализма, экономических кризисов. Для более емкого описания сущности множественных политических и экономических событий ученый обосновал понятия «длинного ХІХ ст.» и «короткого ХХ ст.». Недаром в 2011 г. он высказался о том, что «арабская весна» - это своеобразный аналог европейской «Весной народов» 1848 г. Однако ее особенность в изменении движущей силы: для «арабских революций» - это представитель среднего класса, а не буржуа или рабочий революций ХІХ и ХХ ст.
В своих работах Хобсбаум как никто иной показал взаимосвязь между столетиями, между эпохами. Он по-новому сумел показать историю в наиболее широком контексте, благодаря конструированию новых концептуальных схем.
Он сам признавал, чтобы понять сущность истории нужно «расплести ее на отдельные нити». Такой подход и концепция «веков» стали возможными благодаря глубокой рефлексии Хобсбаума над марксизмом, который в его работах в исторической части получил наиболее успешное развитие. При этом Хобсбаум, четко осознавал возможные опасности такого дискурса: «Все историки являются в одних областях знаний большими специалистами, чем в других».
Для украинской историографии Хобсбаум важен методологией описания социальных и экономических вопросов через уменьшение роли политических сюжетов. Концепция «изобретение традиции» позволяет понять: особенности украинского нациестроительства в контексте истории Восточной Европы; генезис этнических чисток и геноцидов; популярность тоталитарных идеологий; постоянную ревизию исторического знания; формирования новых идентичностей, в том числе мифа о «советском народе». Думаю, аккуратная рефлексия над понятиями и категориями исторического самоописания, предложенных Хобсбаумом может помочь последующей институционализации украинской историографии.