2017 08 14 trezubec5

Центры изучения американской истории в СССР

 


Как и почему американисты стали достаточно популярными и важными историками в Советском Союзе?


Это интервью я подготовил как часть моего научного проекта про историю советских американистов времен Холодной войны. Я начал заниматься этой проблемой давно, еще со времен Советского Союза в 1990-тые годы, будучи студентом двух очень интересных людей, моих руководителей. Один из них Николай Николаевич Болховитинов, о котором я написал книгу в 2017 году1.


Все началось в 1980-тые годы, когда я начал заниматься историей Америки, мне эта тема очень нравилась. Я сначала обратился в Киев, но в те годы в Киеве была очень тяжелая консервативная ситуация: надо было писать историю с антиамериканской позиции. Мне тогда Арнольд Шлепаков так и сказал: «А какой дурак будет с тобой заниматься? Надо писать о мужественной борьбе американского пролетариата против буржуазии, а не историю». А мне не хотелось этим заниматься, потому что меня интересовали первые поселенцы в Америке, Нью-Йорк, XVIII век.
Я выбрал себе тему по истории раннего Нью-Йорка2 и с этой темой приехал в Москву, где меня принял невыездной историк Николай Болховитинов. После нескольких лет исследований и работы в СССР я уехал в Америку, чтобы спасти свою семью от тяжёлой ситуации, которая начала развиваться в постсоветском пространстве. Кроме того, после Чернобыля я испытывал не очень добрые чувства к советской системе3.


   И уже тогда, когда сложилась такая ситуация, я задумался: как и почему американисты стали достаточно популярны и важными историками в Советском Союзе? Почему существовало такое сильное финансирование для них, особенно в Москве и в Киеве?  В каких центрах изучали американистику4 и канадоведение? И тогда я решил написать книгу о западном влиянии на советскую американистику. Начал собирать интервью, так как я сам американист, читал книги о том, как американцы развивают Oral History (устная история).


Моя работа по сбору интервью проходила не только в Москве, но и в Днепропетровске, где я учился5. Я пошел в архивы и у меня накопилось столько материала, что я решил разделить его на две части: первая часть будет о том, как простые люди (молодые люди) идеализировали Запад, как они слушали музыку, читали западные книги, смотрели западное кино (американское кино) и к чему это привело; и вторая часть – про американистов, историков, которые изучали американскую историю.


     Американисты  –  советники Брежнева


   Но это только одна часть моего проекта. Я понял, что по-прежнему не закончил книгу об ученых, которые были советниками Брежнева и работали в нескольких особых центрах американской истории или американской цивилизации. Первый центр по изучению Америки и истории возник в 1953 году (после смерти Сталина) в Москве в Институте Истории. Он назывался “Сектор изучения американской истории». Это было нужно советскому государству, советским политикам, так как они начинали перестраивать отношения с США.


   Очень скоро при Хрущеве начался первый этап разрядки между США и СССР в 1956 году , тогда создали самый большой центр по изучению западных стран “Институт мировой экономики и международных отношений”, который включал в себя отдел американских исследований. Потом некоторые работники этого института, в том числе и очень важный функционер и ученый-американист Г.А. Арбатов, отделились в 1967 году в новое научное учреждение Институт Соединённых Штатов Америки, специализирующееся на комплексном изучении США, этот институт с первых дней своего существования  стал играть важную роль центра анализа политики, экономики и идеологии США. Институт оказывал непосредственное влияние на выработку внешнеполитического курса СССР по отношению к США. В 1980-тых годах добавляется Канада, тогда институт стал называться ИСКАН, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады.

2017 08 14 1


 Академик Георгий Арбатов

  

    Этот центр становится, можно сказать, мозговым центром для облуживания партийной государственной элиты Советского союза. А его значение выросло после 1967 года, когда, с одной стороны, существует лидер советского государства Леонид Брежнев, который пытается перенастроить отношения с США, материализуя при этом принцип разрядки международной напряженности, а с другой стороны, есть и новый политик, ставший главой КГБ, Юрий Андропов.


  Интересно то, что Андропов в свое время был реформатором, который пытался помогать Хрущеву; также специалисты по США Иноземцев6 и Арбатов работали на реформы Хрущева. С 1967 г. Андропов назначен лидером крупнейшего разведывательного управления на земном шаре под названием КГБ. И Брежнев, и Андропов были наделены квалифицированной информацией, получаемой из Америки. С этих времён мы имеем тесную связь между американистами и КГБ. Многие так называемые американисты, которые по международному обмену ездили в США, на самом деле были профессиональными разведчиками. Среди четырёх первых американистов-студентов, которые приехали в США в конце 1958 года по первому договору об обмене между США и СССР, трое были разведчиками.  


  Тогда, в 1959 году они были в Университете Коламбия, а американцы в МГУ. Одним из трёх разведчиков был известный Олег Калугин. Это был молодой студент, будущий генерал КГБ, который сейчас живёт в США. А единственным американистом, который не был шпионом, был партийный работник Алексей Яковлев. Он потом станет знаменитым советником Горбачёва и «архитектором» перестройки. И вот это соотношение три к одному (три КГБиста и один ученый) повторялось при всех последующих обменах. Под личиной американистов ездили шпионы. Более того, с самого начала советская американистика была связана с обслуживанием спецорганов.


   Первые советские американисты, включая моего учителя Николая Болховитинова, сопротивлялись этому сотрудничеству, но это тяжело получалось для них. Например, тот же Болховитинов отказался сотрудничать с КГБ, за что был наказан. После первой поездки в США в 1978 году, в качестве наказания, КГБ перестало выпускать его в длительные командировки на Запад. Но его уникальность была в том, что он был первым советским ученым, который собрал документы о российско-американских отношениях в XVIII и XIX веке. А ЦК КПСС и Брежневу лично, а до этого и Хрущёву, были нужны эти документы. Как раз в то время из-за ученого начался конфликт КГБ и аппарата партии.

В 1970–ые годы появляется всё больше и больше таких центров, которые обеспечивают советскому правительству квалифицированную информацию о дипломатии и политике США. При всей моей критике связь этих центров с КГБ в 1970-тые годы была профессиональной и очень важной.


     В те же годы возникает новый центр изучения американской истории в Московском государственном университете на историческом факультете. Николай Сивачёв становится лидером этого центра и через него открывается программа Fullbright в СССР. Приглашали американцев и, с одной стороны, КГБ, а с другой, присутствие академиков помогало контролировать обмен между советскими и американскими учёными. К 1978 году Центр Сивачева стал одним из важных центров советской американистики.


     Американистика в Киеве


   В этом же году (1978) возникает ещё один центр советской американистики в Киеве. Арнольд  Шлепаков, талантливый украинский историк, который занимался историей миграции и историей рабочего движения в Америке, при помощи партийного руководства Украины соглашается открыть такой институт. Он подал запрос в Москву и получил разрешение. Почему? Потому что украинская диаспора тогда уже очень активно и агрессивно давила на СССР.


    Что случилось в 1970-тые годы? Тогда еще при Брежневе началась разрядка международной ситуации, например, приезд Никсона в 1972 году. И с 1972 года СССР открывает себя другим странам, прежде всего США и Канаде. Тогда различные национальные диаспоры, в том числе и украинская, начинают сотрудничать с туристическими центрами в Советском Союзе. Это началось ещё при Хрущёве в 1956-1957 годах, но тогда открытость СССР была минимальной. При Брежневе мы уже имеем дело с открытым финансированием и контролем советским правительством, стоит отметить и интерес к национальным диаспорам в Канаде и США. Наибольший интерес проявлялся к еврейской диаспоре и она, конечно, изучалась советскими спецслужбами.

2017 08 14 2


   Вторая по значению была украинская диаспора. И КГБ, скрепя сердцем, потому что долго не хотели открывать этот центр, дали разрешение Шлепакову. И с тех пор стали изучать историю украинцев в Канаде и США. С 1978 года, благодаря этой специализации, украинские американисты заняли особую нишу, потому что они знали язык, украинскую культуру и постепенно начали вытеснять московских и ленинградских учёных в этой сфере эмиграции (славянской эмиграции). И Шлепаков стал звездой в 1978 году в поле американистики.

 

Американские вестерны, индейцы и неформальные группы в СССР

 

Неформальные центры индианистов


Наряду с такими официальными центрами, как Московский, Арбатский, Институт Земского, Институт Сивачёва, Киевский центр, мы имеем также неформальные центры, которые возникают в Ленинграде. И лидером такого центра стал знаменитый советский американист Александр Фурсенко, который с самого начала сотрудничал с КГБ. Может быть, этим объясняется, что его дети сейчас являются близкими друзьями президента России Путина, его советниками. Фурсенко умер, но его два сына достаточно активны и играют важную роль в политике Путина и его бизнесе.


Первые неформальные центры появились в Новосибирске, Волгограде, Куйбышеве, Днепропетровске. И все эти центры американской истории связывает очень интересный финал, который не имеет рамок. Этот финал назывался субкультура советских индианистов – людей, которые пытались имитировать жизнь индейцев.

 

 
     Фильмы об индейцах


Всё началось с очень простого  фильма. В 1967 году впервые в Советском Союзе по всей стране прошел первый фильм об индейцах «Сыновья Большой Медведицы» (снятый на студии ДЕФА в Восточной Германии, с Гойко Митич (югославский актёр) в главной роли). В 1968- 1969 годах появились новые фильмы («Чингачкук Большой Змей» и т. д.). В эти годи в СССР популярность фильмов про индейцев была огромная. Они имели большой кассовый успех, потому что в СССР всегда любили вестерны и американский жанр с ковбоями. Но американских вестернов было мало. Один привезли в СССР после победы из Германии, трофейный фильм «Дилижанс». Это был любимый фильм Сталина. И после войны, когда не было советских фильмов, Сталин поощрял показ трофейных, среди которых было несколько вестернов. Потом в хрущёвскую эпоху был только «Великолепная семёрка», а в брежневскую эпоху купили только два фильма этого жанра – «Золото Маккены» и «Моя дорогая Клементина». А желание публики смотреть подобные приключенческие  фильмы было большое. Эту нишу заполнили «заменители вестернов» и самым главным был восточно-немецкий социалистический вестерн, который выпускала ДЕФА, Индианерфильм, то есть индейские фильмы из Восточной Германии с Гойко Митич. Более того, в конце 1960-ых пришло еще несколько фильмов, но уже не из Восточной Германии, а из Западной. Это были фильмы про Виннету, вождя апачей (“Виннету-вождь апачей”, ”Сокровища серебряного озера”) и они были основаны на популярных в Германии романах Карла Мая, которые были переведены на русский и украинский языки.

2017 08 14 Pow Wow near Leningrad Summer 1984 Courtesy Andrei Znamenski


      Пау-Вау влизи Ленинграда 1984 г. Фото Андрея Знаменского

 

     Тут мы имеем странный феномен: партийные работники начинают жаловаться на странную моду, которая появилась даже в закрытых для иностранцев городах. Дети вместо того чтобы играть  в белых и красных, фашистов и наших как это было всегда, играют в индейцев и ковбоев. Понимаете, сначала это объяснялось теми романами, которые они читали в школе (романы Фенимора Купера, Майн Рида, Бреда Гарта), но оказалось, что все не так: они любили фильмы, которые смотрели по тысячу раз, фильмы с Гойко Митичем. Дети пишут письма в советский “’Экран” – главный журнал советских зрителей. И такие фильмы они обожают. Не о войне, не о героизме, не о партизанах. Нет… с Гойко Митичем.

2017 08 14 women games3
   Женские состязания с Пау-Вау вблизи Ленинграда 1988 г.

   Скорей всего популярность Дина Рида была связана с тем, что это был единственный человек, которому разрешили открыто петь рок-н-рол на аутентичном английском языке, это очень важно. А на самом деле он пел очень плохо и занимался в основном пропагандой своего образа и своих собственных интересов. В результате КГБ его убрало. Потому что он собирался уезжать из Восточной Германии в ФРГ  и начал критиковать некоторые стороны социализма. Но это уже другой вопрос.


     Культ индейцев


    Культ  индейцев существовал давно уже в восточно-славянских культурах. И в России, и в Украине еще с имперских времен. Почитайте Чехова, Толстого и увидите массу примеров, насколько идеализировались герои Купера. А с конца ХІХ века он конкурирует с другим иностранным автором Томасом Майн Ридом (с его романом “Оцеола, вождь семинолов”). Этот культ индейцев существовал всегда… и бойскаутская организация царской России, и пионерская организация сталинского Советского Союза пропагандировали культ здорового тела, смелого мальчика, следопыта, обыгрывая образы из классической американской литературы. То есть это навязывалось в дореволюционной России и потом. Еще в гимназиях дети должны были читать романы Купера, а в советские времена, если посмотреть дневники школьников, которые они должны были писать во время школьных каникул, то опять лидируют романы Фенимора Купера, Майна Рида, Бреда Гарде об индейцах.

2017 08 14 pow wow Leningrad4
Пау-Вау вблизи Ленинграда. Конец 80-х гг.  

 

   Можно сказать, что этот культ насаждался официальной советской системой образования. Мы просто забываем об этом. И вообще, культ Америки как модерного современного государства пришел из марксизма-ленинизма. Потому что Ленин всегда, начиная с "развития капитализма в России", подчеркивал, что в будущем социализм должен использовать американские модели. Они всегда навязывались в советской цивилизации и в так называемой советской индустриализации, как, например, американский город Герл, который потом был использован Сталиным для создания Магнитогорска.


Идеализации Америки


Нет ничего странного в идеализации Америки. Америка, конечно, идеализирована положительно без эксплуатаций, без расизма, вот эти положительные черты индустриальной цивилизации должны быть использовании в лучшем, более гармоничным обществе. Первое влияние на рост этой субкультуры пришло из этого культа индейцев, связанного с литературой и кино. Второе, как ни странно, тоже было связано с официальной пропагандой. 27 февраля 1973 году возмущённые политикой официального Вашингтона индейцы из племени Дакота в штате Южная Дакота подняли восстание против местных властей. Так как власти  опять хотели строить нефтяные линии, так же как и сейчас Трамп пытается сделать в этом районе. И в течение 71 дня индейцы оккупировали городок, который назывался Вундид-Ни. Они пришли с мест резервации и провозгласили независимость от США. Были введены войска, полиция. Там погибло 5 агентов ФБР. ФБР обвинило местного вождя в убийстве, вождь был осуждён и посажен в 1977 году. И все эти годы с 1973 по 1977 советское телевидение и радио ежедневно (я взял программу за 1974 год и был удивлён) повторяли новости о деле индейцев примерно 10 раз на день.

2017 08 14 Andrei and Birgill Kills Straight Zurich 1989 Courtsey A Znamenski

 Бирджилл Киллс и Андрей Знаменский. Цюрих 1989 г.


   Возникает такой новый культ борющихся индейцев. Это не индейцы из кино. Это реальные индейцы, которые борются против американского империализма. И вот советская молодёжь, которая уже была достаточно промыта идеологически, чтобы поддержать такие движения против империализма, получает вот эту интеллектуальную пищу в виде информации об индейском движении в США. И эта информация становится определённым стимулом для имитации этого движения. С одной стороны, медиа, с другой, советская антикапиталистическая идеология добавляет интерес к развитию этого движения. И уже в начале 1970-ых КГБ с ужасом смотрит, что во многих закрытых городах растёт количество детей, а затем и студентов в ВУЗах, которые имитируют этот "индейский" образ жизни. Кроме того, многие из работников КГБ боятся, что эта имитация может иметь политический оттенок, так как свобода духа, свобода прав человека, выражения, контактировали с ежедневной жизнью советских граждан, особенно в закрытых городах.


Индианисты в закрытых городах Днепропетровск и Куйбышев


  На конференции в Цюрихе я рассказывал о двух городах, о Днепропетровске, который был закрыт в 1959 году, и Куйбышеве (Самара) –  в 1969 году, потому что там были построены заводы, производящие ракеты («Южмаш» в Днепропетровске и «Прогресс» в Самаре). И вот можете себе представить, как власти реагировали на этот интерес? Более того, когда у вас возникает имитация жизни индейцев, вы стараетесь установить контакты с настоящими индейцами. Можете себе представить ужас и негодование КГБ, когда они перехватывают письма, написанные студентами, учениками? Это миллионы писем. Студенты хотели помочь индейцам, с одной стороны, это хорошо, конечно, дети проявляли сознательность, с другой стороны, они нарушали систему секретности. КГБ боялось, что общение с западными людьми может принести критику советской системы. И правильно боялись, потому что некоторые эти дети начали критиковать потом советскую власть. Более того, в 1972 году все эти индианисты по целой стране объединяются в Ассоциацию защиты индейцев. Хуже всего, что они даже наладили контакт с немецкими индианистами. Это движение становится интернациональным. Это уже была угроза существующей системе контроля над секретностью в этом пространстве.


  Мало того, они пытаются организовать съезд индианистов Советского Союза под Ленинградом в 1980 году. Вы же помните, что в 1980 году готовилась Олимпиада? А КГБ старалось очистить города проведения Олимпиады: Москву, Ленинград и Киев. И тогда начинается террор против индианистов: их арестовывали, угрожали, что их выгонят с комсомола. В эти же годы проходит имитация ритуала индейцев, которая называлась «Пау-Вау»: все индейцы имели такой обряд мира и танцев, когда курили трубку мира. Эти обряды создавались под Ленинградом. КГБ уже имел опыт контроля рок-группы7. Было разрешено создать первый индейский клуб «Алькатраз». По моим документам один и тот же человек контролировал и рок-группы, и индейцев. Он и докладывал, что ничего плохого нет в этом. Но число индианистов росло, их было много, было построено около 400 вигвамов. Это было в Отрадном, потом в другом городке под Ленинградом в 1982-1986 годах.


   В закрытых городах это привело к контактам с иностранцами. КГБ боролось. И самая известная кампания против иностранного влияния, это была кампания против панков. Она началась формально с критики западных музыкантов: Секс Пистолс, Клеш, которые якобы использовали символы свастики. Это правда, Секс Пистолс использовали свастику как эпатаж. На самом деле британская панк-музыка была достаточно левой музыкой, панки сотрудничали с коммунистами. Но это было неправильно представлено в Советском Союзе, тем более панк-группы в соцстранах, особенно в Югославии, были антисоветские. Это вызвало возмущение КГБ и в 1985 был оглашен лозунг «Панки – это фашисты». Чтобы уничтожить движение индианистов в Куйбышеве и в Днепре, КГБ обвинило их тоже в фашизме, как и панков. Многие были арестованы и хотя они не были посажены в тюрьму, но их уволили с комсомола, а значит им была закрыта дорога к высшему образованию.

2017 08 14 trezubec5

Трезубец из пальцев, индеанисты из Украины 1989 г.


    Многие разочаровались в движении… и на том месте возникают сильные группы ученых, которые старались откреститься от этого движения, а другие, как Андрей Знаменский, продолжали участвовать в пау-вау, но просто не афишировали это. Знаменский и другие ученые стали авторитетами в изучении индейцев. Вот так возникает академический центр изучения индейцев. Многие неформальные группы еще существовали долго и после распада СССР, хотя большинство было еще напуганными, потому что КГБ продолжало контролировать эти движения. Многие с неформалов стали учеными и уехали на Восток, например на Алтай, или же эммигрировали из СССР, например, в США.

 

 

1. https://rowman.com/ISBN/9781498551250
2. Это был период, когда эта колония была голландской и называлась Нидерланды, а Нью-Йорк тогда назывался Новым Амстердамом. Потом  с английским владычеством город стал называться Новым Йорком в честь собственника этой колонии герцога Йорского Джеймса, отсюда название “Новый Йорк”, потому что у него был титул Йорского.
3. О моем Чернобыльском опыте в интервью http://www.historians.in.ua/index.php/en/intervyu/2238-sergij-zhuk-pro-majbutne-ukrajinskoji-istoriji-u-ssha-v-evropi-ta-u-sviti-pro-brezhnevskij-period-ta-pro-ukrajinskij-majdan
4. Американистика, англ. American studies — совокупность дисциплин, направленных на изучение США (иногда также Канады, чаще канадоведение выделяется в отдельную дисциплину).
5. Сам я родом с Ватутино, Звенигородского района, Черкаской области. http://www.historians.in.ua/index.php/en/intervyu/2238-sergij-zhuk-pro-majbutne-ukrajinskoji-istoriji-u-ssha-v-evropi-ta-u-sviti-pro-brezhnevskij-period-ta-pro-ukrajinskij-majdan
6. Директор ИМЭМО (1966—1982)
7. Многие рок-группы  контролировались КГБ, который спонсировал первый Рок-клуб в Ленинграде в 1982 г. Такие группы как «Кино», «Аквариум», были разрешены КГБ, так как КГБ было легче контролировать эти запрещенные неформальные увлечения.